Главное меню

Обратная связь

Click to refresh

Основы религиозных культур и светской этики

 

Приказ по выбору ОРКСЭ

Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-6 классах

При изучении  предметной области в 5-6 классах «Основы духовно-нравственной культуры  народов России» (ОДНКНР)  МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» руководствовались  письмом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 года №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы  духовно-нравственной культуры  народов России».

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ уровня начального общего образования. В рамках предметной области ОДНКНР проводится реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

По результатам анкетирования родителей (законных представителей) и обучающихся в учебный план (части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений) добавлен 1 час в неделю на изучение Программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в 6 классах – 1 час в неделю, за счет часов  внеурочной деятельности.

 

С   1 сентября 2012  года  во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов изучают курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. В 2012-2013 учебном году четвёртые классы работают по стандарту общего образования от 2004 года, соответственно, изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

  • социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
  • к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
  • в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

Уважаемые родители!

Во исполнение приказа Минобрнауки России  № 69  от 31.01.2012г  «О  внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО,  с 2012-2013 учебного года в   школах вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей:  основы православной культуры,  основы исламской культуры,  основы буддийской культуры,  основы иудейской культуры,  основы мировых религиозных культур,  основы светской этики.

Ознакомьтесь, пожалуйста,  с кратким содержанием   курса  и выберите один из модулей для обучения своего ребёнка.

  • Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.  Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.   Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

  • Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия – наша Родина.  Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству.

  • Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия – наша Родина.   Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения. Буддийские ритуалы. Любовь и уважение к Отечеству.

  • Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции

  • Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран.. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

  • Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Нормы морали. Этикет. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Россия — наша Родина.

  • Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. 

  • Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. 

  • Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. 

  • Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. 

  • Основы мировых религиозных культур

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. 

  • Основы светской этики

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. 
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

знать/понимать: 

  • основные понятия религиозных культур;
  • историю возникновения религиозных культур;
  • историю развития различных религиозных культур в истории России;
  • особенности и традиции религий;
  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь: 

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;
  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.

План мероприятий по организации выбора модулей комплексного курса ОРКСЭ


№ п/п

Мероприятия

1.

Проведение родительских соб­раний, встреч родителей обу­чающихся 3-х классов с представителями религиозных кон­фессий по теме "Преподавание курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреж­дениях города в 2014-2015 учебном году"

2.

Рассмотрение процедуры выбо­ра модуля на заседании органа самоуправления общеобразо­вательной организации

3.

Назначение представителя ад­министрации общеобразова­тельной организации, ответст­венного за организацию и про­ведение выбора комплексного курса ОРКСЭ

4.

Ознакомление родителей обу­чающихся 3-х классов с краткой информацией об особенностях реализации комплексного курса ОРКСЭ (приложение 1 к регла­менту процедуры выбора родителями обучающихся 4-х клас­сов общеобразовательных орга­низаций модулей комплексного учебного курса "Основы рели­гиозных культур и светской этики", письмо Департамента образования и молодежной по­литики ХМАО-Югры №10-Исх-3380 от 15.04.2014 "О направле­нии методических рекоменда­ций") учебного курса "Основы рели­гиозных культур и светской этики", письмо Департамента образования и молодежной по­литики ХМАО-Югры №10-Исх-3380 от 15.04.2014 "О направле­нии методических рекоменда­ций")

6.

Оформление отдельного прото­кола родительского собрания по каждому классу (приложение 3 к регламенту процедуры выбо­ра родителями обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций модулей ком­плексного учебного курса "Ос­новы религиозных культур и светской этики", письмо Депар­тамента образования и моло­дежной политики ХМАО-Югры №10-Исх-3380 от 15.04.2014 "О направлении методических ре­комендаций")

7.

Оформление листа сводной ин­формации общеобразовательно­го учреждения (приложение 4 к регламенту процедуры выбора родителями обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций модулей ком­плексного учебного курса "Ос­новы религиозных культур и светской этики", письмо Депар­тамента образования и моло­дежной политики ХМАО-Югры №10-Исх-3380 от 15.04.2014 "О направлении методических ре­комендаций")


 
 
Ulti Clocks content

Поиск

Полезные ссылки

Безопасный город
Открытые данные г.Нижневартовск

До начала комендантского часа
Время до комендантского часа